2023-10-2 12:51 |
Иногда вечером мы чувствуем, что подцепили вирус. Выпьем горячего чая с медом, может, возьмем пару таблеток парацетамола и под теплое одеяло. К утру станет ясно, заболели ли мы, или это было просто вечернее недомогание.
Экономика сейчас находится в похожем состоянии, как немного приболевший человек. В Европе деловая уверенность значительно ухудшилась по сравнению с весной. В Эстонии чувство уверенности предприятий и домохозяйств не восстановилось и близко к уровню конца 2021 года.
Экономические показатели не заслуживают похвалы, экономический рост в Европе замедляется, а экономика Эстонии уже полтора года находится в спаде. Но при этом безработица низкая, и кредиты выплачиваются. Жизнь сложна, но нет ничего кардинально неправильного.
Является ли снижение чувства уверенности признаком грядущей более серьезной болезни, или это пройдет к утру – вопрос, который задают многие. Если мы знаем, что нам нужно делать в случае с вирусом, то в экономике сейчас перед нами есть много весомых выборов, и наше будущее зависит от этого выбора. Ниже приведены пять важных вопросов, которые волнуют нас сегодня в экономической политике, а также некоторые идеи о том, как сделать выбор.
Что вообще делает центральный банк?
В одной из песен певца Passenger говорится, что мы начинаем скучать по солнцу в тот момент, когда начинает идти снег, что мы можем оценить хорошую жизнь только тогда, когда на душе тяжело. Некоторые вещи в этом мире таковы, что осознаешь их пользу только тогда, когда их нет.
Стабильность цен, или низкий, стабильный и легко предсказуемый рост цен является одним из таких вещей. Если так было, то это не имело большого значения. Это воспринималось как само собой разумеющееся. Это была естественная часть нашей жизни, и нам не приходилось думать о том, откуда это взялось и что нам нужно делать. Цены на многие продукты были в голове и как бы маяками, по которым можно было планировать свою деятельность. Ценовые маяки помогали нам не сбиться с курса. Принимать простые решения, покупать ли и где покупать.
За пару лет эта ситуация изменилась. Взлетевшие цены стали источником ежедневного стресса. Это означает, что каждый раз при походе в магазин пропадает настроение. Если раньше мы знали цены наизусть и более-менее знали, сколько тратится в магазине, то сейчас ценовые маяки исказились.
Когда ценовые маяки искажаются, мы начинаем совершать ошибки. Мы покупаем слишком дорогие вещи. Не знаем, в какой пойти магазин. Не знаем, сколько в нашем бюджете на что расходуется. Отсутствие достоверных ценовых маяков означает, что мы не принимаем взвешенных решений. Если же мы не будем принимать обоснованные решения, то продавцы могут этим воспользоваться.
Торговцы обычно заинтересованы в том, чтобы мы не знали, что сколько стоит. Чтобы мы не могли сравнить цены и купить то, что дешевле. Это увеличивает их рыночную власть, поскольку цены можно установить значительно выше издержек, если потребитель не обращает внимания и не делает выбор, основываясь на цене.
Существование рыночной власти означает, что рыночная экономика не работает в естественном состоянии. Это ситуация, когда рыночные решения больше не эффективны для общества. Рыночная власть означает, что торговцы получают более высокую маржу и более высокую прибыль в результате гораздо больших потерь в благосостоянии потребителей. Общество в целом проигрывает. Это можно увидеть в сокращении инвестиций и замедлении экономического роста, что означает более низкую покупательную способность заработной платы и более низкое благосостояние. Таким образом, стабильность цен является очень важной частью функционирования нашей экономики: она обеспечивает конкуренцию между предприятиями и создает основу для роста благосостояния.
Это означает, что в интересах каждого человека, чтобы центральный банк делал то, зачем мы его создали, то есть обеспечивал общую стабильность цен. Однако стабильность цен имеет и свою стоимость. Это процентная ставка. В текущей ситуации, по лучшему разумению, рост цен лучше всего можно поставить под контроль именно мерами денежной политики. Повышение процентных ставок дорого обходится обществу, но гораздо дороже будет стоить, если цены не будут взяты под контроль. Таким образом, высокая процентная ставка центрального банка важна для благосостояния всех нас, даже если она в краткосрочной перспективе обходится дорого и является источником дополнительного стресса.
Необходимо ли поднятие ставки подоходного налога?
В Эстонии создана очень благоприятная предпринимательская среда. Создать паевое товарищество можно очень просто. Любой может с этим справиться. Даже не понадобится стартовый капитал. Предпринимательство упрощается еще и тем, что доставка почты, услуги такси, курьерские услуги и услуги размещения считаются не традиционной работой, а предпринимательством. Часть того, что двадцать лет назад однозначно считалось наемным трудом, теперь однозначно превратилась в предпринимательство.
Это изменение формы договоров могло бы быть совершенно несущественной деталью, если бы эти формы договоров не облагались налогом так по-разному. Однако, поскольку ставка подоходного налога в настоящее время составляет 20 процентов, а работодатель должен платить еще социальный налог в размере 33 процентов за работника, и есть еще другие расходы, связанные с наемными работниками (больничные, страхование от безработицы), то трудовой договор, как правило, обходится гораздодороже для работодателя. Неудивительно, что предпринимаются попытки избавиться от этого налогового бремени, особенно когда налоговый департамент дал добро на декларирование доходов от предпринимательской деятельности. Для многих предпринимателей облегчением налоговой нагрузки была выплата заработной платы «в конвертах». Надеюсь, что такие выплаты когда-нибудь станут историей.
По мере перехода налогообложения доходов от высокой налоговой нагрузки физических лиц к более низкой налоговой ставке юридических лиц, налоговые поступления в обществе в целом сокращаются. Услуги, которые раньше можно было предоставлять при этих налоговых ставках, больше не являются жизнеспособными. Чтобы предоставлять те же услуги, необходимо поддерживать стабильные налоговые поступления. Для этого необходимо повысить налоговые ставки.
Нынешняя реформа подоходного налога повышает подоходный налог как с физических, так и с юридических лиц, но в результате этого налоговая нагрузка на юридических лиц увеличивается несколько больше. Это связано с тем, что подоходный налог с физического лица рассчитывается от дохода после уплаты социального налога, то есть не от общего дохода. Высокая налоговая нагрузка на физическое лицо сохраняется, но с точки зрения налоговых поступлений она снижается относительно незначительно.
В дальнейшем можно ожидать снижения доли социального налога в общих налоговых поступлениях. В течение этого времени физические лица с точки зрения налогообложения их доходов по-прежнему будут находиться в невыгодном положении, где налоги выше, чем налоговая ставка для юридических лиц.
Таким образом, повышение подоходного налога по сравнению с социальным налогом является вполне логичным шагом. О тенденции постепенного исчезновения социального налога Центр мониторинга развития (Аrenguseire keskus) подробно и красиво написал в своем докладе о будущем налогов «Налоговая структура, ориентированная на будущее» (Tulevikukindel maksustruktuur). Но это шаги на более долгом пути. Следующие шаги, скорее всего, будут в направлении налогов на имущество, поскольку они потенциально оказывают меньшее влияние на наше благосостояние. Поскольку юридические лица получают выгоду от предлагаемых в обществе услуг, то это сама по себе интересная тема, также нуждающаяся в осмыслении в эстонском обществе.
Почему цены растут, хотя сообщается о снижении?
Как говорится, есть маленькая ложь, большая ложь и статистика. В течение года в новостях сообщалось о постепенной остановке роста цен. Однако многие из нас не чувствуют, что рост цен прекратился. Действительно ли статистика не отражает реальность, или статистика измеряет нечто иное, чем то, что мы видим каждый день? Совместимы ли эти два мира? Ответ заключается в том, что наше восприятие роста цен отличается от того, что измеряет статистика, и статистика очень полезна для того, чтобы мы могли лучше понять изменения вокруг нас.
Во-первых, растут, прежде всего, те цены, которые мы хорошо знаем. Это расходы на повседневные вещи. Цены на продукты питания в магазинах в прошлом году продолжали расти. Они составляют менее четверти расходов в общей стоимости средней потребительской корзины в Эстонии. Изменение цен на остальные три четверти товаров и услуг мы не так хорошо знаем и чувствуем. Многие товары длительного пользования, которые мы покупаем нечасто, подорожали незначительно или вообще не подорожали. Цены на некоторые товары даже упали.
Во-вторых, рост цен особенно ощущают бедные слои населения, и они очень внимательно обращают внимание на рост цен. Поскольку цены на продукты питания составляют особенно большую долю семей с более низкими доходами, их рост цен также был заметно выше. У людей с более высокими доходами рост цен был процентуально меньшим, и не обращают такого пристального внимания на цены.
В-третьих, изменение уровня цен достигает нашего сознания с задержкой, и цены, зафиксированные в нашей памяти, не из прошлого месяца, а скорее мы помним цены двухлетней давности. Многие из нас до сих пор знают, сколько стоили хлеб и молоко в эпоху кроны. Если бы цены тем временем росли каждый месяц, то новые цены не зафиксировались бы, и мы не знали бы точно, насколько что-то подорожало за месяц или два. Теперь, когда рост цен затих, новые цены начинают фиксироваться в голове, и сравнение с предыдущими выходит более ясно. Однако сюрпризов относительно цен на товары длительного пользования еще хватит на некоторое время, потому что мы редко их покупаем. Таким образом, рост цен в нашем восприятии не замедлится так быстро, как может свидетельствовать об этом фактическое изменение цен от месяца к месяцу.
В-четвертых, к сентябрю прошлого года произошли большие изменения в росте цен. Цены росли совершенно безумными темпами около года, до августа 2022 года. В конце прошлого года роста цен практически не было. Однако в этом году рост цен в Эстонии снова немного поднял голову. Годовой рост цен, о котором больше всего сообщается в новостях, создает впечатление, будто рост цен постепенно снижается, но это совершенно искаженная картина того, что произошло на самом деле. Вместо того, чтобы следить за ростом цен в течение года, гораздо разумнее смотреть на ежемесячные изменения цен.
Таким образом, статистика и восприятие прекрасно сочетаются друг с другом. По-прежнему очень важно следить за тем, что говорят цифры. Это помогает нам быстрее адаптироваться к новой ситуации и принимать более разумные решения.
Может ли налог на автомобили служить двум целям одновременно?
Однажды ворона села на свежеосмоленную крышу и попыталась оттуда взлететь. Когда клюв освободился, хвост застрял, а когда хвост освободился – клюв застрял. В другой истории хороший портной поймал одним махом семь мух и начал этим хвастаться. Стало популярным понимание того, что одним движением можно достичь нескольких целей. В отношении налога на автомобили это ошибочно. Если одна цель достигнута, другая остается невыполненной, и наоборот. Древние описывали это как ситуацию, когда клюв освободился, а хвост увяз.
Для налога на автомобили установлено две цели. Во-первых, они хотят облагать налогом более дорогие автомобили, то есть ввести для автомобилей налог на имущество. Во-вторых, они хотят больше облагать налогом автомобили, загрязняющие окружающую среду, то есть те, которые производят больше CO2, и меньше те, которые работают на электричестве.
Если больше обложить налогом автомобили, больше загрязняющие окружающую среду, то в результате мы обложим налогом больше старых и дешевых автомобилей, потому что их экологический след больше среднего. Это налог на имущество «наоборот», то есть бедные платят больше, чем богатые. Итак, хвост освободился, клюв увяз.
Если же обложить налогом более дорогие автомобили, то мы больше облагаем налогом транспортные средства, которые оказывают меньшее влияние на глобальную температуру, то есть это будет налог на экологичный автомобиль. Итак, клюв освободился, а хвост увяз. С помощью планируемого налога на автомобили невозможно одновременно освободить и клюв, и хвост.
Проблема в том, что более экологичные автомобили стоят дороже. Электромобили дороже и экономичнее, гибридные автомобили тоже дороже, новые автомобили тоже экономичнее, чем автомобили двадцатилетней давности. Таким образом, налог, взимаемый с цены, моментально также означает введение налога на более экологичные транспортные средства.
Если предполагается ввести налог на автомобили как налог на имущество и «коричневый налог» одновременно, то необходимы дополнительные меры. Например, необходимо узнать, где ездит машина и кто ею управляет. Большие автомобили для больших семей – это не предмет роскоши. Поскольку на них одновременно ездит много людей, то экологический след в расчете на одного человека меньше. Для них нужна более низкая ставка налога или отдельное пособие.
В сельской местности, где общественный транспорт недостаточно организован, использование автомобиля также более естественно, то есть автомобили, передвигающиеся в сельской местности, могли бы облагаться налогом по более низкой ставке. Однако это важные инструменты, которые необходимо добавить, чтобы налог на автомобили мог выполнять две цели одновременно. Что именно это будут за дополнительные услуги и стоит ли с помощью автоналога выполнять две цели одновременно, пока совершенно неясно. Может быть, было бы проще решить, что мы хотим освободить: клюв или хвост?
Стоит ли бояться зеленого поворота или надеяться на него?
«Рим не за один день строился». Это выражение появилось примерно в 1190 году, оно было написано в книге на французском языке. На английском языке оно приписывается английскому писателю Джону Хейвуду (1497–1580 гг. ). Это означает, что совершение великих дел требует времени. Так говорят о ситуациях, требующих терпения и настойчивости. Некоторые вещи просто невозможно сделать быстро.
В фильме «Марсианин» Мэтт Дэймон играет астронавта, который остался на планете Марс и вынужден там выживать в одиночку. Он разделяет картофель на еду и на посев. Посадка картофеля – это инвестиция в будущее, но весь картофель посадить нельзя, потому что нужна еда, чтобы выжить. То же самое и с мировыми ресурсами. Инвестирование в мир в целом – это длительный процесс, потому что если мы инвестируем сразу все ресурсы, то мы просто вымрем.
Почему это важно в данном контексте? Зеленый переход, несомненно, очень дорогой. Многие из необходимых нам решений еще не изобретены. Для того, чтобы их придумать, необходимо вложить и деньги, и время. Это означает, что у нас остается меньше времени на производство продуктов и услуг для потребления и меньше времени на размышления о других вопросах, которые могли бы сделать нашу жизнь лучше. Точно так же, как город Рим не был построен за один день, нельзя ожидать, что переход к зеленой экономике произойдет за один день. Зеленые инвестиции тоже имеют свой темп, как это было с посадкой картофеля в фильме «Марсианин».
Однако высказывание о строительстве Рима имеет продолжение. В одной из версий оно звучит так: «Рим не за один день был построен, а за день сгорел». Это демонстрирует, как быстро может быть разрушено то, что было построено с большим трудом и усилиями и в течение длительного периода времени. Разведение огня, который поначалу казался небольшим и невинным, может привести к гибели многовекового труда, что меняет историю всего общества.
Если мы сделаем зеленый поворот слишком быстро, то легко создать ситуацию, когда возникнет обратная реакция, когда мы перестанем ценить такой переход. Образно говоря, нам не хватит картофеля для еды. Таким образом, переход к зеленой экономике может вообще остановиться, и мы останемся без того, что было бы возможно.
Роль Эстонии в мире в отношении зеленого поворота гораздо важнее, чем роль во всемирном использовании углерода. Эстония имеет хорошую репутацию в мире в области общественного развития. В 1990-х годах нам удалось успешно построить демократическое общество, перейти к рыночной экономике, внедрить электронные услуги и добиться многих других хороших результатов.
Мировое сообщество наблюдает за нашим переходом к зеленой экономике. Другие страны внимательно изучают, чему можно у Эстонии поучиться. Если мы сделаем это таким образом, чтобы это получило большую поддержку в обществе и сложилось общее мнение, что это полезно для общества в целом, тогда мы сможем привлечь других и таким образом внести свой вклад в улучшение климата. Если у нас возникнут неудачи, и зеленый переход должен будет прерваться, то ущерб будет намного больше, чем наш собственный углеродный след, потому что другие страны также не станут предпринимать зеленые шаги. .
Подробнее читайте на rup.ee ...