Европейское корпоративное право вступает в будущее

Европейское корпоративное право вступает в будущее
фото показано с : rup.ee

2019-6-10 13:50

В апреле 2018 года Европейская комиссия опубликовала новый пакет изменений общеевропейского корпоративного права, посредством которого модернизируется регуляция данного права в Европейском союзе (далее также – ЕС).

Предполагается, прежде всего, расширить использование информационных технологий в сфере корпоративного права и упростить трансграничное перемещение корпораций.

В современное время, когда технологии играют все возрастающую роль в ежедневном делопроизводстве корпораций, а предприниматели становятся более мобильными, такие изменения крайне необходимы. Трансграничная деятельность создает много новых возможностей для предпринимателей, но в то же время вносит и определенную неуверенность именно по причине отсутствия единой правовой регуляции в ЕС.

Согласно предложениям Европейской комиссии, планируется изменить регулирующую корпоративное право директиву Парламента и Совета Европы № 2017/1132 от 14 июня 2017 года («О некоторых аспектах корпоративного права»), а также принять две новые директивы:

директиву об использовании цифровых инструментов;

директиву о трансграничной мобильности корпораций.

Соответствующие директивы базируются на статье 49 Договора о функционировании Европейского союза, в соответствии с которой установлены общеевропейское право на учредительскую свободу и компетенция ЕС в сфере корпоративного права. Цель новых директив – прежде всего, эффективное использование на внутреннем рынке ЕС права на учредительскую свободу с одновременной защитой прав работников, кредиторов, миноритарных пайщиков или акционеров.

Унификация цифровых инструментов

С помощью директивы об использовании цифровых инструментов Европейская комиссия (далее – комиссия) хочет унифицировать их использование в странах ЕС.

Цифровая регистрация и делопроизводство коммерческих товариществ

Цель гармонизированных правил – уменьшение расходов предприятий, связанных с их регистрационными процедурами, а также улучшение доступа третьим сторонам к данным о коммерческих товариществах, занесенным в государственные регистры.

Поскольку во многих странах для учреждения предприятия до сих пор надо идти в соответствующее учреждение или вести дела по почте, Европейская комиссия пришла к мнению, что цифровая регистрация и цифровое делопроизводство коммерческих товариществ поможет предпринимателям сэкономить время и другие ресурсы.

Для этого директива обязывает государства ЕС создать соответствующую систему, благодаря которой было бы возможно не только учреждать цифровым способом коммерческие товарищества, но и предлагать цифровые инструменты для совершения действий в течение всего жизненного цикла коммерческого товарищества. Хотя в Эстонии мы уже привыкли к таким возможностям, во многих других странах ЕС это пока не является само собой разумеющимся.

Однако в коммерческих регистрах, предлагающих различные цифровые инструменты, государства ЕС смогут выбирать сами, какие документы следует представлять при подаче заявлений, но при этом все документы должны отправляться посредством цифровых каналов.

В соответствии с директивой предусматривается также создание системы, объединяющей коммерческие регистры государств, с помощью которой в будущем можно будет выполнять действия и получать информацию из коммерческих регистров всех стран, входящих в ЕС.

Помимо этого, подчеркивается, что все больше данных о коммерческих товариществах должны быть бесплатными, и каждое лицо должно получать доступ к наименованиям, регистрационным кодам и адресам коммерческих товариществ всех государств ЕС. Претворение в жизнь такого изменения требует, помимо разработки сложных технологических инструментов, также обновления законов многих стран, поэтому данное предложение может не снискать широкой поддержки, и реализовать его будет непросто.

Идентификация личности в целях предотвращения злоупотреблений

Для предотвращения мошенничеств и злоупотреблений в директиве установлены защитные меры, в том числе контроль обязательной идентификации лиц, или возможность государств ЕС назначать нотариусов либо адвокатов в качестве процессуальных сторон.

В целях идентификации лица при учреждении, регистрации предприятий и представлении данных на основе интернета страны ЕС обеспечивают своим гражданам возможность использовать, помимо электронного средства идентификации, выданного в своей стране, также средства идентификации, выданные в каком-либо другом государстве ЕС, соответствующие требованиям постановления eIDAS (постановление ЕС относительно электронной идентификации и доверительных услуг для электронных сделок/операций).

У нас такими электронными средствами являются ID-карта и Mobiil-ID, а для цифрового общения с Коммерческим регистром на портале предпринимателя можно использовать также ID-карты Латвии, Бельгии, Финляндии и Mobiil-ID Литвы, которые соответствуют требованиям постановления eIDAS.

Помимо этого, директива предусматривает право государств ЕС признавать иные средства идентификации. Вопрос идентификации личности на базе интернета является сложной задачей как с точки зрения предмета правовой регуляции, так и технологической. В области электронного резидентства Эстония тоже столкнулась с рядом проблем.

При этом именно Эстония выразила мнение против таких решений, в результате которых снизится уровень безопасности при представлении данных Коммерческому регистру, то есть высказала пожелание, чтобы доступ к Коммерческому регистру Эстонии был бы невозможен с более низким стандартом, чем ныне действующий.

Директива о трансграничной мобильности корпораций

Вторая входящая в пакет модернизации корпоративного права директива регулирует трансграничное перемещение коммерческих товариществ при их преобразовании, объединении и разделении.

Трансграничное перемещение

В соответствии с принципом учредительской свободы, у пайщиков или акционеров коммерческого товарищества должна быть возможность перемещаться в другую страну ЕС, продолжая там свою прежнюю деятельность и трансформируясь в коммерческое товарищество, регулируемое правом государства назначения.

Правила, которые позволяли бы такое свободное перемещение коммерческих товариществ, в том числе перевод товарищества в другую страну с занесением его в регистр данного государства, до сих пор в ЕС недостаточные. Директива 1132/2017 предусматривала правила по внутригосударственным объединениям и разделениям, а также трансграничным объединениям, новая регуляция предполагает рамки также для трансграничных разделений и преобразований. Хотя эти концепции признаны также Европейским судом, отсутствие ясной единой регуляции создавало неуверенность.

В соответствии с новой директивой, предполагается создать единые правовые рамки для всех трех видов трансграничных процессов. В том числе предусмотрены как процедурные правила для осуществления этих операций, так и механизмы защиты работников, миноритарных пайщиков или акционеров и кредиторов. Именно противоречия между необходимыми механизмами их защиты и принципом учредительской свободы приводили к долговременным дебатам при трансграничных перемещениях коммерческих товариществ. Поэтому  давно  ощущался недостаток новых унифицированных правил директивы для международных преобразований коммерческих товариществ.

В правовых системах государств ЕС до сих пор царят различные точки зрения в отношении трансграничных преобразований коммерческих товариществ. Согласно действующей директиве, при их преобразовании следует исходить из правовых порядков обеих стран, которые зачастую отличаются друг от друга. Из-за отсутствия унифицированной регуляции защита работников и кредиторов в таких ситуациях не была до сих пор особо эффективной.

Изменения требуют единого подхода

Одно из новых требований, которое вытекает из директивы и предположительно вызовет расхождения во мнениях, это требование, в соответствии с которым в процесс трансграничных преобразований и разделений необходимо привлекать независимого эксперта, который высказывал бы мнение об отчетности и иной представленной коммерческим товариществом информации.

Целью данного требования должно быть предотвращение злоупотребления сделками, предоставив возможность компетентным учреждениям страны происхождения контролировать не только формальности сделки, но и то, не является ли целью сделки, например, получение налоговых льгот или ущемление прав работников, миноритарных пайщиков либо акционеров и кредиторов.

Естественно, вопрос о том, насколько эффективна на самом деле такая мера для противодействия злоупотребления сделками, является спорным.

Эстония уверенно высказала свою точку зрения: эти предложения, безусловно, необходимы, поскольку обеспечивают совместимость систем между собой и слаженность трансграничных объединений, разделений и преобразований коммерческих товариществ. У корпорации должна иметься возможность уйти из одной страны и внести себя в регистр другого государства без возникновения сопутствующего данному процессу правового вакуума.

Проблематичной, с точки зрения Эстонии, является возможность отказа от выдачи корпорации справки, необходимой для трансграничного перемещения, в том случае, если имеется подозрение на получение при помощи фиктивной схемы необоснованных налоговых преимуществ. Это налоговый вопрос, которым должна заниматься рабочая группа по налоговому праву, и для соответствующей регуляции нет места в пакете корпоративного права.

Шаг в правильном направлении

Хотя посредством новых директив, несомненно, сделан шаг в правильном направлении, многое зависит и от того, как государства ЕС их имплементируют и какая сложится практика по их применению. Именно различное отношение стран ЕС к технологическим инструментам и предпринимательской культуре может создать множество проблем, которые еще ожидают своего решения. Для успешного функционирования внутреннего рынка ЕС достижение соглашений в таких вопросах – сверхважная задача.

.

Подробнее читайте на ...

коммерческих товариществ права идентификации корпоративного государства возможность трансграничных