Санкции как обоюдоострый меч

Санкции как обоюдоострый меч
фото показано с : rup.ee

2022-4-18 10:10

В то время, когда в Европе опять начались военные действия и миллионы украинцев ежедневно борются за свою жизнь и жизнь своих близких, западный мир занял позицию, что он не будет напрямую вмешиваться в боевые действия.



Западные страны поддерживают Украину поставками оружия и прочей техники и надеются, что война не выйдет за пределы Украины. В то же время против России были введены беспрецедентно жесткие экономические санкции, которые отбросят российскую экономику на несколько десятилетий назад.

Изолированная Россия

На сегодняшний день глобализация экономики привела к ситуации, когда экономические отношения между странами сильно переплетены, а производственные цепочки стали очень длинными. Согласно теории, разработанной еще в начале XIX века английским экономистом Давидом Рикардо, и дальнейшим ее развитием, для мировой экономики в конечном счете выгоднее, если все страны производят те продукты, по которым они имеют сравнительное преимущество, то есть альтернативные издержки в отношении производства других продуктов являются самыми низкими.

Это означает, что страны строят свою экономику на знании того, что неразумно производить все самим, часть конечных продуктов и промежуточные продукты выгоднее импортировать из других стран.

Изоляция экономики России от остального мира, по сути, означает, что отныне России придется справляться со всем самой, – нужно найти замену произведенным на Западе лекарствам, автомобилям и прочему высокотехнологичному оборудованию, секретом производства, ноу-хау, которого Россия не обладает. Из магазинов исчезнет Coca-Cola и французский коньяк, закроют двери известные сети быстрого питания McDonald's, Starbucks, KFC и др.

Обратная сторона медали

Однако разрыв экономических отношений всегда имеет обратную сторону. Хотя экономические связи между Эстонией и Россией постепенно ухудшались с 2014 года, у нас все еще есть области, где внезапное эмбарго на торговлю с Россией нарушает привычный ритм работы, и компании должны начать перестраивать свои цепочки поставок. В экспортном секторе больше всего пострадают электроника и машиностроение, чуть меньше – химическая и металлургическая промышленность. Влияние выражается в основном через отдельные компании, в портфеле клиентов которых российские компании занимают важное место. Большего системного эффекта введенные санкции на экспортный сектор не окажут – этот эффект был пережит после событий в Крыму в 2014 году.

Большее влияние на экономику Эстонии окажет прекращение импорта различного промышленного сырья. Россия известнабогатыми минеральными ресурсами, которые экспортируются по всему миру. Так, практически весь используемый в Эстонии природный газ поступает из России.

Кроме того, в промышленности широко используется железо и сталь из России, а в строительной и деревообрабатывающей промышленности – древесина. Для земледельцев очень важны минеральные удобрения, которые производятся как побочный продукт газодобычи. Импортируется также значительное количество различных нефтепродуктов, однако большая их часть реэкспортируется, то есть влияние этой деятельности на экономику Эстонии невелико.

Около пятой части пиломатериалов, используемых в промышленности и строительном секторе Эстонии, поступает из России. Импорт древесины пока официально не запрещен, однако сложно оплатить сделки из-за санкций, наложенных на банки.

Поставки, которые уже согласованы и оплачены, будут доведены до конца, однако уже ведется активная работа по поиску новых партнеров. На самом деле лесных ресурсов Эстонии достаточно, чтобы на какое-то время облегчить ситуацию в деревообрабатывающем секторе, – например, у нас из страны вывозится пиломатериалов примерно в том же количестве, в каком ввозится. Однако вместо перенаправления экспортных потоков более логичной является внутригосударственная альтернатива увеличить объемы местных лесозаготовок и, тем самым, количества сырья. Это требует быстрых и решительных действий со стороны законодателя, потому что потребуется некоторое время, чтобы срубленное дерево попало из леса на лесопилку и оттуда в конечное использование.

Хуже обстоят дела с металлургическим сырьем, его нет в отечественной промышленности. Вся Восточная Европа в большой степени зависит от российского и украинского железа и стали, однако сейчас на первые потоки сырья наложены санкции, а вторых потоков просто нет, так как предприятия не могут ничего производить из-за войны. Кроме России, Эстония импортирует сырье из Финляндии, Польши, Латвии, Швеции и других стран, однако и там частично циркулируют товары, изготовленные из российского сырья.

С другой стороны, если в дальнейшем все заинтересованные стороны обратятся к производителям в других странах, на рынке однозначно возникнет дефицит предложения, и цены будут стремительно расти. Первые примеры этого уже есть.

Отдельно следует отметить зависимость аграрного сектора Эстонии от произведенных в России минеральных удобрений. Если после оккупации Крыма в 2014 г. экономические связи между Эстонией и Россией стали заметно ослабевать (в том числе в сфере экспорта сельскохозяйственной продукции), то импорт удобрений из России начиная с того времени постоянно рос. В то время доля российских удобрений в Эстонии составляла около трети, на сегодняшний день эта цифра в два раза больше, причем несколько лет назад она достигала даже 72%. Азотные удобрения производятся из природного газа, поэтому мощности производства удобрений в России высокие и цена низкая. Очевидно, именно по этой причине предпочтение отдается восточным соседям, а не другим производителям. Сами аграрники в качестве причины назвали и то, что состав и действие российских удобрений давно известны, и поэтому нет желания необоснованно рисковать при использовании новых продуктов.

Нехватка древесины и металла скажется на деревообрабатывающей, металлургической и машиностроительной промышленности и, конечно же, на строительном секторе, где оба вида сырья играют важную роль. Безусловно, пострадает и транспортный сектор, потому что, с одной стороны, исчезнет транзит топлива с востока, а с другой стороны, придется искать замену всем перевозкам, которые были связаны с доставкой товаров в Россию или из России.

Дефицита автомобильных бензинов и дизельного топлива в Эстонии возникнуть не должно, потому что мы уже сейчас используем в основном продукцию заводов рафинирования моторного топлива Финляндии и Литвы, где доля российского сырья невелика.

Замена природного газа немного более проблематична, поскольку для этого требуется специальная инфраструктура, на создание которой требуется время. В дополнение к домашним хозяйствам, зависящим от газового отопления, газ является важным ресурсом, например, в пищевой промышленности, и рост цен на него усиливает и без того бурный рост цен на продукты питания. В то же время все указывает на то, что ни одна из сторон не заинтересована в полном закрытии газовых кранов. Однако цены на сырьевые товары будут оставаться высокими в течение долгого времени, поскольку из-за войны устоявшиеся цепочки поставок нарушены, и ожидается умеренный дефицит всех сырьевых товаров. .

Подробнее читайте на ...

россии однако эстонии время промышленности сырья стороны удобрений

Фото: rup.ee

Swedbank понизил прогноз роста экономики Эстонии этого года до 1,5 процента

Экономика Эстонии страдает от последствий продолжающейся войны: быстрый рост цен подрывает покупательную способность населения, ослабление внешнего спроса ограничивает рост экспорта, а компании откладывают инвестиции из-за снижения чувства уверенности. rup.ee »

2022-04-06 15:03

Столтенберг не видит в России непосредственной угрозы НАТО, однако предостерег ее от использования химического оружия

Североатлантический альянс не будет вмешиваться в войну России против Украины, подтвердил генсек НАТО, отметив, что это грозит "всеобъемлющей войной" между блоком и РФ. Об этом пишет DW. rus.delfi.ee »

2022-03-24 20:44