
2025-4-3 08:15 |
Эстонские потребители за последние пять лет, начиная с пандемии COVID-19, стали свидетелями очень быстрого роста цен. В частности, расходы на продукты питания увеличились более чем на 50%, и в этом году ожидается дальнейшее подорожание, превышающее средний уровень в еврозоне.
Однако, по словам главного экономиста Luminor Ленно Уускюла, было бы ошибкой обвинять торговцев в чрезмерной жадности к прибыли, так как рост цен в основном покрывает возросшие расходы, включая повышение зарплат.
Высокие цены и слабая экономика
«Сегодня уровень цен в Эстонии приблизился к среднему по ЕС, но при этом наш ВВП за последние годы практически не рос. В периоды экономического роста наш ВВП достигал примерно 90% от среднего уровня ЕС, а теперь мы опустились примерно до 80%», — отметил Уускюла. «В Европе больше стран с более низкими ценами, чем с более высокими, и с учетом нашего ВВП Эстония является слишком дорогой страной».
По его словам, ситуация может измениться, если рост цен в Эстонии замедлится, а в остальной еврозоне сохранится умеренная инфляция. Однако в ближайшее время такой перспективы не видно.
«Этот год уже начался с трех месяцев роста цен, а летом нас ждет дополнительное „автоматическое“ подорожание из-за повышения налога с оборота и акцизов», — сказал Уускюла. «При этом парадокс заключается в том, что компании — как розничные, так и сферы услуг — не видят в этом роста своей прибыли, а покрывают за счет него другие возросшие расходы».
Почему не стоит обвинять торговцев?
Главный экономист Luminor подчеркивает, что обеспокоенность людей из-за значительного роста цен оправдана, но неправильно обвинять в этом торговцев и сферы услуг.
Схожей точки зрения придерживается и руководитель корпоративного банкинга Luminor Индрек Юлге. Он отмечает, что компании вынуждены постоянно адаптироваться к меняющимся условиям:
«В Эстонии значительно выросла доля расходов на заработную плату в общей структуре затрат, и с учетом прогнозов инфляции и роста зарплат эта тенденция, вероятно, сохранится. Это ставит международную конкурентоспособность эстонских компаний под еще большую угрозу», — сказал Юлге. «Если искать позитив, можно отметить, что скандинавские рынки начали восстанавливаться, и есть надежда, что это поможет и нашему экспорту».
Высокие налоги как причина дороговизны
По словам Уускюла, цены повышаются не ради роста прибыли, а из-за необходимости компенсировать налоговые и зарплатные расходы. «Нас ждут новые налоговые повышения, и зарплаты, скорее всего, продолжат расти», — сказал он.
Также обсуждаемая в обществе тема сравнения цен в Эстонии и Финляндии, где некоторые эстонские товары стоят дешевле, отражает сложную экономическую ситуацию. «Мы привыкли думать, что рабочая сила в Эстонии дешевая, но в некоторых секторах это уже не так. Также стоит учитывать налоговые ставки и механизмы поддержки в Финляндии, которые сильно влияют на картину», — отметил Уускюла. В Финляндии налог с оборота на продукты питания составляет 14%.
Для сравнения:
В Финляндии налог с оборота на продукты питания — 14%,
В Швеции — 12%,
В Латвии на свежие овощи, фрукты и ягоды действует льготная ставка 12%,
В Эстонии НСО на все продукты составляет 22% и летом повысится до 24%.
Много магазинов — тоже проблема?
Еще одной причиной высокой стоимости товаров, по мнению Уускюла, является большое количество торговых площадей. Аналитики рынка недвижимости и ритейла уже давно указывают на то, что избыток торговых площадей увеличивает общие затраты, включая административные и эксплуатационные расходы, а также зарплаты работников.
«Вопрос в том, хотим ли мы как общество ограничить рост торговых площадей, если видим, что это становится проблемой?» — рассуждает экономист. «В некоторых странах Европы действуют региональные ограничения, из-за чего магазины там всегда полны покупателей. В Эстонии же возникает вопрос предпринимательской свободы и необходимости подобных ограничений».
По прогнозу Уускюла, в этом году цены вырастут примерно на 5%, в следующем — инфляция может замедлиться до 3%, что поможет экономике стабилизироваться.
«При условии, что экономика вернется к росту, мы сможем снова двигаться в правильном направлении с точки зрения роста благосостояния. Конечно, если не случится новых неприятных сюрпризов», — заключил Уускюла. .
Подробнее читайте на rup.ee ...