
2025-12-12 06:32 |
Ежегодное исследование зарплат топ-менеджеров, проведенное Figure Baltic Advisory, показало, что ежемесячные основные зарплаты и общие вознаграждения руководителей выросли во всех трех странах Балтии, но темпы роста в Латвии и Литве стали более умеренными, чем раньше.
Повышение зарплаты коснулось 61 процента председателей правления и 65 процентов членов правления в Эстонии. В Латвии зарплата выросла у 63 процентов, а в Литве – у 59 процентов исполнительных директоров. Среди членов правления повышение зарплаты получили 64 процента в Латвии и 62 процента в Литве.
Если в предыдущие годы рост зарплат руководителей возглавляла Литва, то теперь Эстония вышла на первое место: ежемесячная зарплата председателей правления выросла в Эстонии на 6,4 процента, в Латвии и Литве – на 5,5 процента; у членов правления – соответственно на 6,6 процента в Эстонии, 6,3 процента в Латвии и 5,6 процента в Литве. Годовая зарплата также выросла больше всего на этот раз у председателей правления в Эстонии – на 9,8 процента. Однако наибольший годовой скачок зарплаты члены правления получили в Латвии, где она выросла на 9,3 процента.
«Как и на рынке труда в целом, темпы роста зарплат руководителей в Латвии и Литве замедлились, а в Эстонии остались на уровне, аналогичном прошлому году», – пояснила Ирья Раэ, управляющий партнер Figure Baltic Advisory. «Наибольшее давление на зарплаты наблюдалось в 2022–2023 годах, когда, особенно в Литве, ежемесячные зарплаты топ-менеджеров росли более чем на 10 процентов два года подряд, и Латвия не сильно отставала. В Эстонии рост зарплат руководителей был немного скромнее, чем в соседних странах, даже в годы быстрого роста зарплат».
Также на следующий год самые скромные ожидания относительно роста зарплат руководителей у литовцев, а самые большие – у эстонцев. Ожидаемый рост в Эстонии составляет 4,5–5 процентов.
«Если говорить о конкретных цифрах зарплат, то неразумно приводить одно среднее число, а тем более делать из этого какие-либо выводы. Зарплата руководителей определяется оборотом организации, количеством сотрудников, сектором, а в случае члена правления – также конкретной сферой ответственности», – сказала Раэ. «Нельзя сравнивать зарплату руководителя небольшой организации с зарплатой топ-менеджера крупного концерна, чье одно решение или несовершение решения может повлиять, например, на оборот организации на десятки миллионов евро».
Рассмотрим, например, среднюю месячную брутто-основную зарплату исполнительного директора в Эстонии, Латвии и Литве в организациях с годовым оборотом менее 5 миллионов евро: в Эстонии она составляет 6943 евро, в Латвии – 6388 евро, а в Литве – 8270 евро. Здесь важно отметить, что литовская цифра брутто-зарплаты включает социальный налог, в то время как в Эстонии и Латвии социальный налог является дополнительными расходами работодателя, которые не отражаются в брутто-зарплате.
Переменная часть зарплаты составляет 10–15 процентов от общего годового вознаграждения руководителей в странах Балтии, при этом наибольшая доля приходится на Латвию. «В Эстонии выплата премиальных наиболее тесно связана с получением прибыли, в других странах чаще подчеркивается важность достижения других целей», – пояснила Раэ. «Так, в других странах Балтии, например, гораздо более важным, чем в Эстонии, является соблюдение бюджета, а также важным считается оборот. С другой стороны, в Эстонии при определении бонуса более важны, чем в соседних странах, другие финансовые цели, например, рентабельность инвестиций».
Гендерный разрыв в оплате труда среди топ-менеджеров остается заметным. В Эстонии мужчины-топ-менеджеры получают на 5,2 процента, а в Латвии – на 2,7 процента более высокую ежемесячную зарплату, чем женщины. В Литве гендерный разрыв в оплате труда руководителей достигает целых 13,7 процента. Мужчины опережают женщин в продвижении на более высокие позиции во всех трех странах. «Если на руководящие должности с меньшей ответственностью и сложностью чаще продвигаются женщины, то в какой-то момент наступает многократно обсуждаемый "стеклянный потолок" – в ролях топ-менеджеров продвижение чаще достается мужчинам. На высшие должности продвигается одна женщина на каждые троих мужчин в Эстонии, аналогичные различия наблюдаются и в других странах Балтии», – сказала Раэ.
Figure Baltic Advisory проводит исследование зарплат топ-менеджеров в Эстонии с 1995 года, в Латвии – с 1999 года и в Литве – с 2007 года. Исследование помогает организациям принимать более прозрачные и справедливые решения в области найма и управления персоналом. В этом году в исследовании приняли участие 307 эстонских организаций и были учтены данные о зарплатах 535 руководителей, в Латвии – 305 организаций и 517 руководителей, а в Литве – 274 организации с 400 руководителями. .
Подробнее читайте на rup.ee ...









