2018-4-11 09:30 |
Несмотря на высокую сравнительную базу начала прошлого года, за первые два месяца текущего года рост экспорта товаров оказался очень существенным. Экспорт товаров, произведенных в Эстонии, вырос в феврале на 14%, а за два месяца рост составил 13%.
В то же время примерно половина февральского роста была обеспечена за счет вывоза продукции из сланцевого масла в Сингапур, Великобританию, Того и Индию. Без этой группы товаров рост экспорта был бы более умеренным (около 6%). Помимо этого увеличился вывоз черных металлов, изделий из древесины и зерна. Если смотреть по странам, то в наибольшей мере экспорт товаров, произведенных в Эстонии, как в феврале, так и по итогам первых двух месяцев этого года вырос в Финляндию, Великобританию, Сингапур и Германию. Поскольку рост импорта в этом году был медленнее, чем рост экспорта, то меньший дефицит торгового баланса в большей мере поддерживает рост экономики.
Рост заказов идет за счет государств еврозоны, в то время как заказы из-за пределов зоны евро в среднем снизились. Заказы выросли в большинстве сфер, за исключением производства металлоизделий и лекарств. Увеличение числа заказов свидетельствует об умеренном росте экспорта, как минимум, и в ближайшие месяцы. Спад экспорта в электронной промышленности в этом году замедляется и в ближайшие месяцы положительное влияние этого процесса на экспорт в целом, видимо, должно усилиться.
По оценкам предприятий, их конкурентоспособность на рынке Европейского союза за последний год понизилась. Правда, на отечественном рынке конкурентоспособность компаний за последние полгода немного улучшилась, но в долгосрочном сравнении она постепенно снижалась. Это говорит об усиливающейся ценовой конкуренции. В прошлом году в главной экспортирующей отрасли (в обрабатывающей промышленности) производительность хотя и росла быстрее расходов на рабочую силу, однако в течение ряда прежних лет расходы на рабочую силу превышали рост производительности, что ослабляло ценовую конкурентоспособность наших предприятий на внешних рынках. В то же время ожидания промышленных предприятий Эстонии в части роста экспорта в ближайшие месяцы остаются высокими.
В прошлом году немного уменьшилась доля на рынке нескольких стран, но позже она увеличилась на рынках четырех крупнейших торговых партнеров - в Финляндии, Швеции, Германии и Латвии, куда идет примерно половина экспорта товаров. (В Швеции доля наших товаров также увеличилась, если не учитывать экспорт оборудования мобильной связи). Это говорит о том, что эстонские предприятия ради сохранения своей рыночной доли скорее готовы согласиться на снижение прибыли. Уровень цен эстонских товаров постепенно приближается к ценам наших основных торговых партнеров, и они уже давно выше, чем латвийские и литовские цены. Таким образом, повышение конкурентоспособности эстонских товаров становится все более серьезной задачей.
В этом и следующем году ожидается ослабление внешнего спроса, но у предприятий Эстонии сохраняются хорошие экспортные возможности. Наибольший вклад в рост внешнего спроса вносят Швеция, Финляндия и Латвия. В то же время, по началу нынешнего года видно, что экономике еврозоны, куда идет немногим более половины нашего экспорта, похоже, трудно продвинуться дальше прошлогоднего ускорения роста. Это и задержки в цепочках поставок, и ухудшение доступности сырья, углубляющийся дефицит рабочей силы и недостаток квалификации работников, усиление евро, ухудшающее экспортную конкурентоспособность, и растущая политическая и экономическая нестабильность, которые могут начать понижать спрос. Рост объемов мировой торговли по-прежнему высок, но после начавшегося в середине 2016 года ускорения он сейчас стабилизировался.
Введенные США таможенные тарифы на сталь и алюминий, направленные против Китая, и опасность возникновения торговой войны во всем мире повысили волатильность фондовых и валютных рынков. Китай, наоборот, стремился понизить напряженность, недавно предложив план либерализации своей торговли. Администрация же США, похоже, хочет заменить многосторонние торговые отношения двухсторонними и заново перезаключить торговые договоры, что сформирует в США непропорционально большой торговый дефицит. По данным Global Trade Alert, больше всего протекционистских мер за последние девять лет предприняли США.
Экспорт стали и алюминия, а также изделий из них составляет 7% вывозимых из Эстонии товаров и приходится главным образом на рынок Европейского союза. В США идет лишь 0,1% нашей стальной и алюминиевой продукции. Влияние экспорта стальных и алюминиевых изделий на ВВП Эстонии значительно меньше 1%. Влияние же на ВВП экспорта механических транспортных средств, произведенных в Эстонии, очень невелико. Таким образом, непосредственное влияние таможенных тарифов США на экономику Эстонии было бы незначительным. В то же время нельзя рассматривать зависящую от экспорта Эстонию отдельно от наших торговых партнеров и от оказываемого на них влияния. Эстония и Европейский союз в целом получают выгоды от свободной торговли и многосторонних торговых отношений. После вступления таможенных тарифов в силу, Китай и другие государства, по всей видимости, начнут направлять свою продукцию на другие рынки и в частности - на рынок Европейского союза, что увеличит конкуренцию для европейских предприятий и может понизить цены на некоторые товары. Это может усилить политическое давление в Европейском союзе с целью защиты своей экономики. США являются крупнейшим торговым партнером Европейского союза. Влияние высоких таможенных тарифов может сразу не проявиться, поскольку экономика пока находится на стадии роста в экономическом цикле, и спрос велик. Но чем дольше будут сохраняться возможные таможенные тарифы, тем большее влияние они могут оказывать на экономику и политику.
.Подробнее читайте на rup.ee ...
Источник: rup.ee | Рейтинг новостей: 112 |